Рефлексия выбора у детей и подростков. Как пригодиться в школе?
Что такое рефлексия выбора? Почему она так важна? Как ее развить?
Есть ресурсы ограниченные и не ограниченные. К ограниченным ресурсам причисляются практически все ресурсы, в том числе и время. Покопайтесь в памяти и обязательно найдете случай, когда надо было делать быстрый, практически мгновенный выбор из-за которого зависело ближайшее будущее.
Примером такого выбора может стать выбор в магазине: корзинка или тележка? Какой пакет молока купить? В какую очередь встать? Для нас это повседневные заботы и мы уже решили на этапе входа в магазин, что много брать не будем т.к. дома все необходимое есть - корзинка, молоко всегда берем одной марки, а очередь визуально окидываем взглядом и идем туда где меньше людей или товаров. Мозг натренирован на решение этих незаметных задач. Мы не стоим по 15 минут возле пакета молока, изучая его коробку, просто берем своего фаворита.
Но если встречаемся с новым типом задачи (например поиск работы), здесь уже надо подумать. Опять же изучив несколько вакансий мозг основываясь на предыдущем опыте может выстроить логические цепочки, появятся новые нейронные связи и Вы поймете подходит эта должность или нет, и это займет минут 15, а не неделю. Удобно, согласитесь.
Так что же такое рефлексия выбора?
Грубо говоря это скорость выбора с некоторыми тонкостями. Бывало ли у вас интуитивное решение? Это и есть рефлексия выбора. Вы еще не успели построить логические цепочки, а мозг уже знает верный ответ. Только спустя время можно понять отчего выбор был ТАКОВ.
Почему так происходит, рассказала на своих конференциях Татьяна Черниговская. Ее работы были связаны, в том числе и с интуитивным мышлением и если опираться на ее мнение то, мы не принимаем решения вовсе, но более распространенное (и по моему мнению самое правдоподобное) мнение указывает на то, что мозг принимает решение интуитивно и только потом мы его понимаем. Это и есть рефлексия выбора. Когда мы не успели понять, что уже решение есть, а мозг его уже принял.
Зачем ребенку тренировать рефлексию выбора?
Важность ее была обусловлена в те давние времена, когда первобытные люди должны были принять решение бить или бежать, но возвращаясь в современный мир надо сказать что рефлексия выбора играет значимую роль в учебной деятельности и в социальной жизни каждого.
Приходя на экзамен ребенок должен уложиться в определенное время и решить задачи, а в идеальных обстоятельствах часть задач будет решена интуитивно, тем способом на который падет выбор мгновенно и он будет верным. В социальной жизни так же важно быть натренированным на скорость выбора: за какую команду играть, куда пойти, во что играть, стоит ли говорить о чем подумал? Все эти вопросы требуют максимально быстрого решения и чем быстрее, тем лучше. Бывает что ребенок плохо адаптируется в новой компании и медленнее усваивает новую информацию исключительно потому-что не развита рефлексия выбора.
Пока одни детки бегло читают текст и быстро придумывают новые правила игры, другим надо еще немного времени для адаптации на уроке и освоиться еще с традиционными правилами игры, отработать их и потом, возможно, придумать новые.
Ребенок второго типа не является плохим, просто он медленнее воспринимает обстоятельства в которые попал. Зато он делает это более тщательно.
Однако современный мир требует бОльшей скорости принятия решения, быстрой рефлексии и как следствие более быстрой адаптации в любой ситуации.
Скорость выбора - неограниченный ресурс в большинстве случаев и у детей не выстраивается современная модель рефлексии.
Как развить рефлексию?
Чем меньше ребенок тем быстрее он адаптируется к новым "правилам игры". Давайте принимать решение ребенку практически с пеленок:
какую игрушку купить
из какой кружки пить
какую соску сосать и т.д.
Просто покажите ему 2-3 варианта на выбор и новые нейронные связи будут выстраиваться сами собой, ребенок сам потянет руки в направлении желаемого. А почему ребенок выбрал именно эту соску, чтож, возможно мы никогда об этом не узнаем).
Постепенно ребенок будет расти и запросы будут идти по горизонтали (расширяться) так же, как и расти вверх и снова Вы сможете ставить его перед выбором, но уже в ограниченное время. Например, Вы находитесь в магазине и не станете там стоять 5 минут ожидая решения ребенка. Уточните при входе в магазин, что на выбор у него есть не так много времени и надо принять решение очень быстро. При прогулках можно давать легкие быстрые задания, например: "2+3 будет 4 или 5?", "как пишется малоко или молоко?". Здесь суть в том, чтобы ребенок не считая ответил мгновенно на интуитивном уровне и не копался в памяти разыскивая пачку молока и вспоминая по букве. Это отличная зарядка для мозга, прекрасно подойдет утром или перед любыми занятиями (сад, школа, дополнительные занятия и тд.).
Для детей постарше подойдут шахматы или шашки на время, спидкубинг и тд. Впрочем, любую многоходовую игру можно ограничить по времени, даже в карты или в слова.
Что дает развитая интеллектуальная рефлексия выбора?
Естественно быстрые результаты на тестах типа ЕГЭ и ГИА. Почему? Потому - что перед началом выполнения заданий 99% учеников просматривают бегло все задания и только потом приступают к их решению по очереди или в разнобой. Так вот не этапе ознакомления с заданиями некоторые дети интуитивно уже знают ответ не производя никаких расчетов и не вспоминая параграф в учебнике истории (если дело касается даты). В итоге решив даже 2-3 задания рефлекторно, ребенок ставит себя в выгодное положение имея преимущество перед другими на несколько минут сэкономленных на данном задании.
Анна Леонидовна
Методист menar.online