image alt
Дополнительные развивающие занятия: утро, день или вечер?
В какое время занятия усваиваются лучше?
Когда их применять?
Какой формат лучше подойдет?

Что же за время выбрать для занятий?
Как известно мозг и ребенка и здорового человека за сутки переживает несколько стадий работы (даже во время сна они меняются).

Есть периоды эффективной работы мозга, пассивной и спокойствия. Эффективная работа мозга помогает решать задачи, запоминать и обрабатывать информацию, запускает многозадачность и запускает все типы восприятия информации. Как вы наверное уже догадались это период светового, рабочего дня. Никогда не думали почему стандартный график работы охватывает утро и день, а вечером люди интеллектуальных профессий идут домой? Именно потому-что пик активности работы мозга утреннее и дневное время. Вечером мозг на физиологическом уровне просит отдыха и решать сложные задачи зачастую отказывается. Именно поэтому домашние дела (оплатить счета, оформить документы в школу или садик и тд.) вечером кажутся такими тяжелыми и так не хочется их выполнять.

Понятно, что утром мозг просыпается не мгновенно. Нам надо походить, выпить чашечку кофе или чая, почистить зубы, принять душ в целом выполнить утренние ритуалы и только потом подключать активно мозг. Но разве когда вы пришли на работу, сели на свое рабочее место у вас сразу подключается активная работа? Не думаю) Скорей всего нужно будет еще минут 10-30 вникать в текущие дела, вспоминать на чем остановились, собираться с силами и только тогда можно считать рабочий день начатым.

А что же дети?
Им тоже нужны те самые 10-30 минут в школе, но их нет, просто потому-что урок длится всего 45 минут и на раскачку времени не остается.

Как раз этой гимнастикой для головы могут стать утренние дополнительные занятия. Только подумайте - встать надо будет всего на 30 минут раньше, но ребенок вместо заспанного, заранее уставшего и измученного очередными уроками индивида превратиться в суперактивного ученика с первого урока! Пока остальные дети будут пытаться не заснуть ваш ребенок будет набирать баллы и получать оценки, задавать интересные вопросы и получать на них занимательные ответы от учителя.

Не устанет ли он еще с утра?
Отнюдь! Утренние занятия продолжительностью 30 минут дадут ему как раз тот период включения в работу и пробуждения мозговых клеток.

Плюс дополнительные занятия чаще в 100% случаев детям нравятся больше школьных за счет их фривольности и отсутствия бально-рейтинговой системы. По итогу мы получаем во-первых усвоенные знания, во-вторых активного, энергичного ребенка на занятиях, в-третьих счастливого ребенка у которого в начале дня любимые занятия.

Чем опасны вечерние занятия?
Вечерние занятия не только принесут мало пользы, но и могут стать причиной эмоциональной перегрузки.

Вернемся к периодам работы мозга - на вечер естественно у нас выпадает пассивная работа мозга. Вечером хорошо ходить на дополнительные кружки связанные с физической активностью. В это время тело набирает пик статичной усталости (когда ребенок сидит на занятиях весь день и теперь хочет расшевелиться), а клетки мозга хотят отдыха.

Ваше чадо весь день работало головой - задачи, правописание, чтение, карты, рисунки и тд. Придя домой само собой ребенок хочет морально отдохнуть от менторского тона учителя, от ровной посадки за партой и прочих естественных, но часто неучтенных родителями изнуряющих факторов школы.

А тут подъехали дополнительные занятия...

И опять сидеть ровно, слушать внимательно, делать быстро, улыбаться, как говориться, чаще. И эти 30 минут превращаются в пытку для ученика, а для учителя в танец с бубном суть которого заинтересовать ребенка. Немудрено в таких условиях получить стресс обоим.

Но допустим у вас растет юнный киборг и он не боится вечерней интеллектуальной работы и готов пахать даже ночью. Что тогда? Провели, значит, с ним занятие, он подключил все извилины, заставил работать оба полушария мозга, решил пару задач на логику и.... куда? Куда девать весь тот багаж знаний? (как говорил Обломов).

Ребенок ближе к вечеру растормошен, у него появились новые идеи, миллион вариантов их реализации он готов, готов работать, а надо что? Правильно, ложиться спать. Что же получается, урок пропал даром? Нет, он прошел успешно, но его потенциал ребенок использует на половину.


image alt
Элеонора Викторовна
Педагог menaronline.ru